«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

«Ашан», в последние годы снизивший свою долю на российском розничном рынке, продолжает сокращать свою сеть: только за полугодие компания избавилась в России от 17 магазинов. Но оптимизация помогла улучшить финансовые показатели

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

X5 Group

FIVE

₽2 473

+1,19%

Купить

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

«Магнит»

MGNT

₽5 601

-0,32%

Купить

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

«Лента»

LNTA

₽225,1

+0,04%

Купить

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Российское подразделение французской Auchan в январе—июне 2021 года закрыло 17 супермаркетов, сообщила в своей отчетности за первое полугодие Elo Group (ранее называлась Auchan Holding). На 30 июня 2021 года, как указано в отчетности головной компании, сеть в России насчитывала 238 точек, из которых 95 были обычными гипермаркетами и гипермаркетами меньшего по площадям городского формата «Ашан Сити», 143— супермаркетами.

Годом ранее, в конце июня 2020 года, ретейлер в России управлял 274 точками: 62 гипермаркетами и 212 супермаркетами. Таким образом, за 12 месяцев число супермаркетов снизилось на 32,5% (часть из них могла при этом перепозиционироваться как «Ашан Сити»).

Как пояснил генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» Иван Мартинович закрытие 17 супермаркетов в 2021 году было связано с их неудовлетворительными результатами. Однако компания открывала в июне один супермаркет в Дедовске.

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Elo Group не приводит финансовых показателей российского подразделения, однако в своей отчетности указывает, что в Центральной и Восточной Европе выручка выросла на 3%, до €14,8 млрд, в том числе благодаря очень сильным показателям в России. Сопоставимые продажи в России год к году выросли на 3%, на 66% увеличилась EBITDA и почти в три раза выросла доля онлайн-продаж, составив 4% от локальной выручки ретейлера.

У X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сопоставимые продажи за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 3,1%, у «Магнита»— на 4,7%, «Лента» снизила сопоставимые продажи на 0,7%.

Показатель EBITDA у X5 Group вырос на 7,1%, до 79 млрд руб, у «Магнита»— на 8,8%, до 57,9 млрд руб., у «Ленты» снизился— на 16,8%, до 20,6 млрд руб.

Читайте на РБК Pro

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Почему вас не возьмут на работу: топ-10 причин от HeadHunter

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Чемодан без ручки: почему спустя 16 лет Adidas все-таки продал Reebok

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Почему в России инвесторы так неосмотрительно доверчивы

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Какие «черные лебеди» могут грозить мировой экономике

Доля онлайн-продаж у X5 Group (без учета сервиса доставки 5Post) в первом полугодии равнялась 1,9% от всей выручки ретейлера, которая превысила 1 трлн руб., подсчитал РБК. У «Магнита» на онлайн-продажи приходится менее 1% всех доходов (7,6 млрд руб. против 801,6 млрд руб.), у «Ленты» это уже 3,6% при общей выручке 218 млрд руб.

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

Российский «Ашан» в течение последних пяти лет снижал выручку по РСБУ. В 2020 году она у ООО «Ашан» упала на 12%, до 223,2 млрд руб. Кроме того, в прошлом году ретейлер впервые за пять лет зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.

В первом полугодии 2020 года (более поздних данных нет), по данным «InfoLine-Аналитика», рыночная доля «Ашана» снизилась до 1%, тогда как по итогам 2019 года сеть занимала 1,5% рынка. В тот год материнская компания докапитализировала российскую «дочку» на €200 млн, чтобы обеспечить ее финансовую стабильность.

Стремительное снижение выручки в последние годы, как объяснял в интервью РБК бывший гендиректор российского «Ашана» Йоханнес Толай (покинул компанию в январе 2021 года), связано с тем, что ретейлер не смог подстроиться под новые экономические реалии после 2014 года: «Первая причина потери позиций— продовольственные санкции, из-за которых была потеряна часть ассортимента. Во-вторых, на рынке начал бурно развиваться формат магазина «у дома», в результате чего доля супермаркетов и гипермаркетов уменьшается».

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России

На показателях также сказывались коррупционные схемы, внедренные менеджментом: в марте 2020 года стало известно, что из-за них ретейлер ежегодно терял около 2–3% оборота, или €80–100 млн. Создание комитета по внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству было одним из первых решений Толая, после того как он возглавил ретейлера в ноябре 2019 года.

В текущем году российский «Ашан» не собирался открывать новых магазинов. Программа модернизации гипермаркетов сети предполагает сокращение их площадей, рассказывал «Ведомостям» президент «Ашана» Филипп Брошар. Высвободившиеся помещения компания предложит другим ретейлерам для открытия небольших магазинов.

Анна Левинская

Подпишись на VK РБК

Получайте новости быстрее всех

«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России