РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

В РЖД разработали план по компенсации затрат на удорожание проекта расширения БАМа и Транссиба из-за роста цен на стройматериалы. Компания предложила ввести надбавки для отдельных грузов или проиндексировать тарифы для всей сети

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

«Российские железные дороги» (РЖД) подготовили несколько сценариев изменения тарифов для компенсации затрат на резко подорожавшие строительные материалы при модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. Компания предложила ввести либо надбавки для пользователей транспортных услуг именно Восточного полигона (то есть БАМа и Транссиба), либо распространить их на всех грузоотправителей или, как вариант,— на всех экспортеров.

Это следует из презентации компании от 21 мая (есть в распоряжении у РБК), подготовленной к совещанию у первого вице-премьера и председателя совета директоров РЖД Андрея Белоусова, которое было посвящено вопросам модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба и состоялось во вторник, 25 мая. Подлинность документа РБК подтвердили три источника среди грузоотправителей и железнодорожных операторов. В списке документов к этому совещанию (есть у РБК) значатся презентационные материалы о тарифных предложениях, но, по словам источника, близкого к участникам совещания, инициатива РЖД на нем не рассматривалась.

РБК направил запрос в пресс-службы РЖД, Минтранса и правительства, а также представителю Белоусова.

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Согласно презентации, в РЖД оценили рост затрат на модернизацию Восточного полигона в связи с удорожанием строительных материалов в 39,2 млрд руб. за I квартал 2021 года, до 760 млрд руб. Аналогичный показатель в апреле называл заместитель гендиректора РЖД и председатель совета директоров «РЖД Строй» Андрей Макаров, ссылаясь на расчеты Минстроя и Главгосэкспертизы. По его словам, за последние несколько месяцев рост цен на металл уже превысил 30%, по цветным металлам— даже выше.

Что предлагают в РЖД

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Video

Читайте на РБК Pro

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Первые триллионеры: кто дышит в спину Илону Маску и Джеффу Безосу

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Как Airbnb нашел новый источник дохода в мире без туризма

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Почему стало не модно быть руководителем

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Увольнением не отделаетесь: за что финансовому директору грозит тюрьма

Модернизация Восточного полигона (расширение БАМа и Транссиба) предусматривает увеличение пропускной мощности дорог со 144 млн до 180 млн т в год. Из-за роста цен на стройматериалы РЖД предлагают два основных сценария изменения тарифов. В обоих из них повышенные тарифы могут вводиться на один год (2022-й) или на три года (2022–2024 годы), менее длительное повышение предполагает более высокие надбавки.

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

  • Первый сценарий предполагает ввод дополнительной целевой надбавки, которая будет распространяться лишь на пользователей транспортных услуг Восточного полигона (грузоотправителей). Эта мера потребует внесения изменений в положение о государственном регулировании тарифов— в постановление правительства от 5 августа 2009 №643.
  • Второй— ввести надбавку для всех грузоотправителей или только для всех экспортеров. Для этого необходимо скорректировать распоряжение правительства №2991-р «О ежегодных темпах роста тарифов на перевозку грузов».

Размер предлагаемых РЖД надбавок варьируется в диапазоне от 0,74 до 149,73% в зависимости от срока их действия и от числа грузов, которые под нее подпадут. Самый высокий тариф предусмотрен для металлургического сырья при условии поставок по БАМу и Транссибу.

Для компенсации затрат за счет общих тарифных решений, по расчетам РЖД, потребуется надбавка на перевозку всех грузов в размере 0,74% на три года или на 2,33% на один год. Если распространять надбавку только на экспортные грузы, то ее размер должен составлять 2,74% и 5,53% соответственно, полагают в компании.

Более «обоснованными» в РЖД считают тарифные меры в адрес грузоотправителей, использующих инфраструктуру Восточного полигона, и поставщиков продукции, цены на которую выросли. Для этого направления у компании есть пять вариантов введения надбавок:

  • на все грузы, которые едут по БАМу и Транссибу (в размере 3,22% на три года или на 10,6% на год);
  • на низкодоходные грузы первого тарифного класса— уголь, железную руду, необработанную древесину, цемент и другие стройматериалы (на 7,59% и 25,06%);
  • на контейнеры и уголь (6,53% и 22,28%);
  • на сырье для металлургии— руду, кокс, коксующийся уголь (на три года— на 44,4%, на один год— почти на 150%);
  • альтернативный сценарий— дифференцированная надбавка для угля и прочих грузов, определенная на основе распределения дефицита финансирования пропорционально грузообороту.

РЖД не могут самостоятельно повышать тарифы— это делается по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и правительства. В 2018 году ФАС утвердила внеплановую индексацию грузовых тарифов на 8%. С тех пор монополия может только давать скидки свои клиентам (до 50%). Представитель ФАС сообщил, что служба не получала тарифных предложений РЖД. Антимонопольное ведомство выработает позицию после ознакомления с документом в случае его получения, добавил он.

Перекладывание рисков закупочной деятельности РЖД на владельцев грузов— это опаснейший прецедент, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Очевидно, что они не несут ответственности за то, что компании дорого обошлись стройматериалы, говорит он. «Несмотря на то, что рост цен действительно чрезвычайно масштабный, у РЖД есть достаточно инструментов для ценового контроля: долгосрочные контракты и фиксация цен в договорах с подрядчиками»,— заключает эксперт.

В СУЭКе отказались от комментариев. РБК направил запросы в «Русскую сталь» (объединяет крупнейших производителей стали), в «Кузбассразрезуголь» и в Союз операторов железнодорожного транспорта.

Почему выросли цены на стройматериалы

Застройщики и другие потребители металла жалуются на рост цен с декабря 2020 года. По словам президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ; входит более 90 тыс. застройщиков и строительных подрядчиков) Антона Глушкова, после небольшой стабилизации цен в январе—феврале 2021 года в марте рост цен возобновился.

Металлургические компании заявляли, что цены растут вслед за мировыми. В ответ на обращения потребителей в правительстве начали обсуждать меры по ограничению роста цен на внутреннем рынке.

РЖД предложили повысить тарифы из-за роста цен на стройматериалы

Светлана Бурмистрова