Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Бизнес

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Путин назначил старт регулярным грузоперевозкам РїРѕ РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚Рё

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Прослушать новость

Остановить прослушивание

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

close

100%

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Виталий РђРЅСЊРєРѕРІ/Р Р�Рђ «РќРѕРІРѕСЃС‚Рё»

Регулярные грузовые перевозки РїРѕ РЎРµРІРµСЂРЅРѕРјСѓ РјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ пути между Р’ладивостоком Рё Санкт-Петербургом Р±СѓРґСѓС‚ открыты РІ 2022 РіРѕРґСѓ. Такое поручение дал президент Владимир Путин. РћРЅ рекомендовал изучить перспективы эксплуатации этого РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРёРґРѕСЂР° Рё зарубежными компаниями. Однако проект будет довольно затратным, предупреждают эксперты. Р’ РѕРґРёРЅРѕС‡РєСѓ, без РіРѕСЃРїРѕРґРґРµСЂР¶РєРё Рё иностранных инвестиций, СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ бизнес его может РЅРµ потянуть.

Между Санкт-Петербургом Рё Владивостоком Р±СѓРґСѓС‚ открыты регулярные грузовые перевозки РїРѕ РЎРµРІРµСЂРЅРѕРјСѓ РјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ пути (РЎРњРџ). Это произойдет РїРѕ РїРѕСЂСѓС‡РµРЅРёСЋ президента Р Р¤ Владимира Путина уже СЃРѕ следующего РіРѕРґР°.

«Мы обязательно должны это сделать. Р� РјС‹ сделаем это РІ РєРѕРЅС†Рµ концов», — заявил Путин, выступая 3 сентября РЅР° Р’осточном экономическом форуме.

Севморпуть власти планируют задействовать РЅРµ только для РІРЅСѓС‚ренних перевозок. Президент Р Р¤ рекомендовал «внимательно, РЅРѕ РЅРµ затягивая», оценить перспективы этого транспортного РєРѕСЂРёРґРѕСЂР° для РґРѕСЃС‚авки РіСЂСѓР·РѕРІ РёР· РђР·РёРё РІ Р•РІСЂРѕРїСѓ.

РћРЅ уточнил, что Р·Р° РїРѕСЃР»РµРґРЅРёРµ десять лет объем грузоперевозок РїРѕ РЎРњРџ увеличился РЅР° РїРѕСЂСЏРґРѕРє. «В 1986, что ли, РіРѕРґСѓ РіРґРµ-то семь СЃ РЅРµР±РѕР»СЊС€РёРј млн тонн, РІ РїСЂРѕС€Р»РѕРј РіРѕРґСѓ — уже 33 млн тонн перевезено, Р° Рє 2024 РіРѕРґСѓ должно быть перевезено 80 млн тонн», — сказал глава государства.

РџСЂРё этом Путин РЅРµ согласился СЃ С‚еми, кто считает, что Р РѕСЃСЃРёСЏ препятствует освоению Севморпути РґСЂСѓРіРёРјРё государствами. «Вот это РЅРµ соответствует действительности. РњС‹ РЅРµ собираемся РЅРёРєРѕРіРѕ ограничивать», — сказал РѕРЅ.

Китайцы обновили путь

Китай еще РІ 2013 РіРѕРґСѓ разведал северный РјРѕСЂСЃРєРѕР№ маршрут РёР· РєРёС‚айского Даляня РІ Р РѕС‚тердам. Китайский контейнеровоз Yong Sheng водоизмещением 19 тыс. тонн дошел РґРѕ РµРІСЂРѕРїРµР№СЃРєРѕРіРѕ порта РЅР° РґРІРµ недели быстрее, чем если Р±С‹ РѕРЅ совершил путешествие через РЎСѓСЌС†РєРёР№ канал.

Р�РЅРґРёСЏ готова подключиться Рє РѕСЃРІРѕРµРЅРёСЋ РЎРњРџ Рё поможет превратить его международный торговый путь, заявил премьер-министр Р�РЅРґРёРё Нарендра РњРѕРґРё, выступая РїРѕ РІРёРґРµРѕСЃРІСЏР·Рё РЅР° Р’Р­Р¤.

«РљР°Рє Р РѕСЃСЃРёСЏ помогает Р�РЅРґРёРё осваивать РєРѕСЃРјРѕСЃ Рё развивать национальную пилотируемую программу «Р“аганьян», так Рё Р�РЅРґРёСЏ начнет помогать Р РѕСЃСЃРёРё Рё выступит партнером РІ СЂР°Р·РІРёС‚РёРё Северного РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ пути», — отметил РњРѕРґРё.

Путин, выступая РЅР° Р’Р­Р¤, уточнил, что Р РѕСЃСЃРёСЏ приветствует интерес Рє РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚Рё РЅРµ только Китая, Р�РЅРґРёРё, РЅРѕ Рё РґСЂСѓРіРёС… азиатских стран, Р° также государств Европы. «Надеюсь, реакция РѕС‚ всех партнеров — Рё РѕС‚ Канады, РѕС‚ Дании, РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… участников этого процесса — будет заинтересованной, Рё РІСЃРµ Р±СѓРґСѓС‚ настроены РЅРµ РЅР° С‚Рѕ, чтобы искать еще РѕРґРЅСѓ площадку для РєР°РєРёС…-то СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё конфронтаций, Р° для СЃРѕРІРјРµСЃС‚РЅРѕР№ работы», — заключил Путин.

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Миллиарды в Арктику: как Россия прокладывает Северный морской путь

Правительство готово вложить РІ арктические проекты Рё Северный РјРѕСЂСЃРєРѕР№ путь РЅРµ менее 110 млрд рублей. Еще 80…

22 октября 10:58

РџРѕ СЂР°Р·РЅС‹Рј оценкам, инвестиции РІ РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚СЊ составят более 1 трлн рублей, четверть РёР· РЅРёС… — бюджетные средства. Рђ три четверти расходов лягут РЅР° РїР»РµС‡Рё таких крупных РёРіСЂРѕРєРѕРІ, как «Р РѕСЃР°С‚РѕРј», «РќРѕРІР°С‚СЌРє», «Р›СѓРєРѕР№Р»» Рё СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС…, уточняет замдекана экономического факультета РУДН Максим Черняев.

Масштабные инвестиции, необходимые для РѕС‚крытия Рё эксплуатации РЎРњРџ, — главная, РЅРѕ РЅРµ единственная проблема этого проекта. Арктика считается кладовой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа, это мотивирует власти развивать там проекты. РќРѕ существует еще целый СЂСЏРґ серьезных проблем, которые придется решать, если эксплуатировать Севморпуть РЅР° СЂРµРіСѓР»СЏСЂРЅРѕР№ РѕСЃРЅРѕРІРµ, считает эксперт.

«В числе первоочередных проблем — нехватка СЃСѓРґРѕРІ ледового класса Рё экологическая защита Арктики. Только эти РґРІРµ проблемы РјРѕРіСѓС‚ увеличить расходную часть РЎРњРџ РЅР° С‚реть», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Черняев.

Эксперт считает, что СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ бизнес активизировал СЃРІРѕРё усилия РІ РђСЂРєС‚РёРєРµ, понимая перспективность инвестиций РІ РїРѕРґРѕР±РЅС‹Рµ проекты. Двухтопливный (РЅР° дизельном топливе Рё сжиженном РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј газе) ледокол для «РќРѕСЂРЅРёРєРµР»СЏ» планируется достроить Рє 2026 РіРѕРґСѓ. РћР± этом было заявлено РЅР° РїРѕР»СЏС… Р’Р­Р¤ РІ РїСЏС‚ницу.

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Путин зовет в дорогу

Р�нвестировать РІ достройку БАМа, Транссиба Рё модернизацию Северного РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ пути предложил президент Владимир…

07 октября 21:32

Также, возможно, «РќРѕРІР°С‚СЌРє» закажет для СЃРµР±СЏ строительство ледокола. Всего, РїРѕ РґР°РЅРЅС‹Рј Дальневосточного центра судостроения, РІ Р±Р»РёР¶Р°Р№С€РёРµ РіРѕРґС‹ может быть построено 3-4 ледокола.

РљСЂРѕРјРµ того, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) готова инвестировать РІ РїСЂРѕРµРєС‚С‹ РЎРњРџ РґРѕ РґРѕ $2,5 млрд. РћР± этом РЅР° Р’Р­Р¤ сообщил гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. Р’ РїР»Р°РЅР°С… компании построить РґРѕ 8 контейнеровозов ледового класса Рё принять участие РІ СЃРѕР·РґР°РЅРёСЏ транзитных хабов.

«РќРµ должно быть РїРѕРґРІРёРіРѕРј

Объемы перевозок РїРѕ РЎРµРІРµСЂРЅРѕРјСѓ РјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ пути стали расти РІ РїРѕСЃР»РµРґРЅРёРµ РіРѕРґС‹ РЅР° С„РѕРЅРµ потепления климата. Р’ Р°СЂРєС‚ических РјРѕСЂСЏС… стало меньше льда, чем РІ РїРѕСЃР»РµРґРЅРёРµ десятилетия.

«РџРµСЂРµРІРѕР·РєРё РїРѕ РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚Рё РЅРµ должны быть РїРѕРґРІРёРіРѕРј. Это должен быть сервис коммерческий, безопасный, выгодный, быстрый Рё РІ РёРґРµР°Р»Рµ — регулярный, предсказуемый, несмотря РЅР° РєР»РёРјР°С‚ические условия», — заявил РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· СЃРµСЃСЃРёР№ Р’Р­Р¤ глава Минвостокразвития Р Р¤ Алексей Чекунков. РћРЅ считает, что крупнейшие азиатские страны уже рассматривают Севморпуть как альтернативу перегруженному Суэцкому каналу, путь через РєРѕС‚орый РЅР° 4,4 тыс. РєРј длиннее, чем РїРѕ РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚Рё. Длина РЎРњРџ составляет около 15 тыс. РєРј.

«Если Р±С‹ РІСЃРµ решала только длина пути», — сетует директор Р�нститута торговой политики РќР�РЈ Р’РЁР­ Александр Данильцев.

РћРЅ считает, что сейчас судостроительные мощности загружены максимально, РІ С‚РѕРј числе военными заказами. РџРѕ СЌС‚Рѕ причине СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ бизнес, даже если Р±С‹ Рё хотел, РЅРµ сможет оперативно переключиться РЅР° РґРѕСЃС‚авку РіСЂСѓР·РѕРІ РїРѕ РЎРµРІРјРѕСЂРїСѓС‚Рё. «К тому же гигантские средства необходимо вложить портовую инфраструктуру. РћРЅР° там есть, РЅРѕ абсолютно РЅРµ достаточно, тем более для РјРµР¶РґСѓРЅР°СЂРѕРґРЅС‹С… грузоперевозок. РќРѕ начинать СЃ С‡РµРіРѕ-то надо», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Данильцев.

Между тем проблема строительства СЃСѓРґРѕРІ ледового класса полностью решаема, РЅРѕ РІ СЌС‚РѕРј деле важно участие РЅРµ только Р РѕСЃСЃРёРё.

«РЈР¶Рµ большое число стран оценили выгоды Рё желание использовать РЎРњРџ РІ РєРѕРјРјРµСЂС‡РµСЃРєРёС… целях. Рљ РЅРёРј относятся, например, наши соседи — Финляндия Рё Швеция, Корея Рё другие», — заключает доцент Р Р­РЈ РёРј. Р“.Р’. Плеханова Александр Тимофеев.

Длина имеет значение: как Россия будет осваивать Северный морской путь

Россия прирастет кладовыми

РћРћРќ готова признать Охотское РјРѕСЂРµ внутренним морем Р РѕСЃСЃРёРё Рё тем самым узаконить исключительные права нашей…

16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 19:51

РЎРѕ своей стороны ведущий эксперт РЈРљ «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что ранее РІ РїСЂР°РІРёС‚ельстве подсчитывали, сколько средств понадобится РЅР° СЂР°Р·РІРёС‚РёРµ Северного РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ пути. «Это РїРѕСЂСЏРґРєР° 700 млрд СЂСѓР±. РёР· Р±СЋРґР¶РµС‚Р° Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° 130-140 млрд СЂСѓР±. РёР· Р¤РѕРЅРґР° национального благосостояния. Р�менно государство, вероятно, будет нести основные расходы РїРѕ СЂР°Р·РІРёС‚РёСЋ РЎРњРџ, Рё это логично», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Баранов.

РљСЂРѕРјРµ того, развитие РЎРњРџ тесно связано СЃ РІРѕРїСЂРѕСЃР°РјРё национальной безопасности, развития северных регионов, улучшения социально-экономического положения населения РІ РЅРёС…. «Только ресурсы государства РјРѕРіСѓС‚ обеспечить решение проблем такого СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Частные инвестиции РІ СЂР°РјРєР°С… РЎРњРџ тоже возможны, РЅРѕ необходимо обеспечить возможность получить прибыль, причём РІ РїСЂРёРµРјР»РµРјС‹Рµ СЃСЂРѕРєРё, что будет весьма непросто», — добавляет Баранов.

Наконец, есть проблема экологии, необходимость сохранить нетронутым Арктический регион, защитить образ жизни Рё уклад коренного населения, сохранить биоразнообразие региона – РІСЃРµ это значительно ограничивает возможности освоения РЎРњРџ, уточняет эксперт. Например, РІ 2019 РіРѕРґСѓ французский оператор контейнерных перевозок CMA CGM отказался РѕС‚ использования РЎРњРџ, чтобы РЅРµ усугубить вред Арктическому региону.

«В РјРёСЂРµ, РІ С‚РѕРј числе Рё РІ Р Р¤, пусть Рё медленно, РЅРѕ растет понимание того, что Арктика представляет РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ ценность для РІСЃРµР№ планеты Рё антропогенную деятельность там нужно свести Рє РјРёРЅРёРјСѓРјСѓ. Несомненно, этот фактор будет оказывать РІСЃРµ возрастающее давление РЅР° СЂР°Р·Р»РёС‡РЅС‹Рµ проекты РІ Р°СЂРєС‚ическом регионе, может привести Рє РѕС‚казу РѕС‚ некоторых РёР· РЅРёС…В», — заключает Баранов РёР· В«Р¤РёРЅР°Рј Менеджмент».