Москва. 16 октября. — Минфин не планирует смягчать требования по закрытию информации о закупках госкомпаний, находящихся под антироссийскими санкциями, сказала «Интерфаксу» директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы министерства Татьяна Демидова.
«Предоставлять заказчикам право самостоятельно определять случаи применения закрытых и открытых процедур не планируется», — сообщила она.
По словам Демидовой, от одного из крупных заказчиков (подсанкционных — ИФ) в Минфин поступал запрос с предложением предоставить ему право проводить часть закупок открыто, поскольку у него уже сформирован круг контрагентов, которые не боятся подпадания под вторичные санкции.
«Здесь надо понимать, какие риски влечет предоставление заказчикам такого права, — отметила Демидова. — Мы должны смотреть на ситуацию не только с точки зрения заказчика и его удобства. Прежде всего возникают риски злоупотреблений вследствие отсутствия четких критериев для разграничения случаев, при которых заказчик будет осуществлять закупки в открытой или закрытой форме».
При этом Демидова подчеркнула, что ограничения на раскрытие информации о закупках были введены не столько для защиты заказчиков, сколько для защиты потенциальных поставщиков.
«Безусловно, те, кто давно взаимодействует с такими заказчиками, возможно уже и сами подпали под вторичные санкции, и для них это действительно не критично, — сказала она. — Но не надо забывать про новых поставщиков. У нас же нет задачи зафиксировать сложившиеся конкурентные отношения имеющихся поставщиков с заказчиками, ограничив тем самым вхождение в этот сегмент новых поставщиков с новыми возможностями. Особенно, если учитывать, что с фиксацией ситуации возрастают риски завышения цены, различных согласованных действий, сговора на торгах и массы других негативных моментов».
Впрочем, полностью отказываться от изменения ситуации с закрытостью закупок госкомпаний Минфин не планирует.
«Для себя мы видим возможность, по аналогии с налоговым законодательством, введения перечня санкций, — рассказала Демидова. — Это позволит более тонко регулировать использование этого механизма».
Речь идет о том, что различные санкции имеют различные экономические последствия в зависимости от страны, которая их ввела, от предмета самих санкций. Введение перечня позволит, по мнению Демидовой, администрировать применение закрытых процедур.
«Сейчас рассматриваем возможность введения именно такого регулирования», — добавила она.
Весной 2022 года было принято постановление правительства №30, которое запрещает госкомпаниям, которые находятся под антироссийскими санкциями, публиковать информацию о своих закупках на сайте ЕИС, требует проводить закрытые конкурентные закупки на спецЭТП. Новые СпецЭТП (ЭТП ГПБ — «Закупки.Стратег», которая является брендом специализированной секции ЭТП ГПБ, и казанское ООО «ЭТП РФ») начали действовать только осенью 2023 года. К этому времени у многих подсанкционных госкомпаний сложилась действенная практика проведения неконкурентных закупок в закрытых контурах ЭТП, которую не все стремятся менять, поскольку уже имеющийся механизм работает и проверен практикой.
Ранее участники рынка оценивали потенциал сегмента закрытых закупок госкомпаний приблизительно в 10 трлн рублей.
По данным Федерального казначейства, объем закупок госкомпаний (в том числе находящихся под санкциями и не публикующих информацию о своих закупках на сайте ЕИС) в 2023 году составил 19,5 трлн рублей против 11,6 трлн рублей в 2022 году. Впрочем, в показателях 2022 года не учитываются закупки госкомпаний, которые оказались под санкциями. По оценкам участникам рынка, на их долю приходилось порядка 50% от общего объема закупок госкомпаний.
По данным ЕИС, в прошлом году госкомпании, не находящиеся под санкциями, подписали договоры на 10,5 трлн рублей.
Также в материалах Казначейства подчеркивается, что доля закупок госкомпаний у едпоставщиков по итогам прошлого года значительно выросла — до 72% (14,2 трлн рублей) с 53% в 2022 году (6,2 трлн рублей).