ФАС допустила повышение грузовых тарифов РЖД
ФАС допустила рост тарифов на грузоперевозки РЖД. Но предложенная службой схема дает меньший объем финансирования, чем рассчитывала монополия
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД в части показателя средней инфляции. Это предложениевместе с проектом доклада президенту Владимиру Путинуруководитель антимонопольного регулятора Максим Шаскольский направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову (копия письма, датированного 21 сентября, и документы к нему есть в распоряжении РБК; подлинность подтвердил источник, знакомый с их содержанием).
Но, как уточнили два источника РБК, близкиек РЖД и грузоотправителям, предложение ФАС уже вернули на доработку. Как уточнил один из собеседников, службе поручили как доработать ее предложение по грузовому тарифу, так и дополнительно рассмотреть возможность повышения стоимости перевозки угля, металлов и удобрений.
Представители Белоусова, ФАС и РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в правительство.
Почему РЖД добиваются пересмотра тарифов
Грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре в первом полугодии этого года принесли РЖД около 65% выручки— 813,6 млрд руб. при выручке 1,24 трлн руб. Грузовые тарифы РЖД регулируются распоряжением 2991-р, согласно которомуони в 2019–2025 годах рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Но Белозеров регулярно поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии (по данным «Коммерсанта»,составит 270 млрд руб. в 2022 году). Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 годах, а также повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.
На фоне роста цен на материалы, прежде всего на металл, РЖД вернулись к обсуждению повышения грузовых тарифов, хотя ФАС всегда выступала против, ссылаясь на предсказуемость и долгосрочность действующих. Последнее предложение монополии— изменение в тарифной формуле потребительской инфляции на промышленную, поскольку та, по ее мнению, в большей степени отражает структуру затрат РЖД, писал «Коммерсантъ».
Глава РЖД Олег Белозеров предложил поменять в тарифной формуле индекс потребительской инфляции (ИПЦ) на комплексный параметр, более точно отражающий структуру изменения цен на потребляемые монополией материалы и услуги— так называемый «индекс ценового давления» (ИЦД). Такая корректировка формулы позволилабы РЖД увеличить грузовой тариф в 2022 году на 2,1 п.п. и получить 30–40 млрд руб. Об этом Белозеров даже написал 10 сентября президенту Владимиру Путину.
Читайте на РБК Pro
Новый опасный класс: почему самозанятость не для всех и в чем риски
Профессор Гарварда Лора Хуан: Илон Маск едва не выставил меня за дверь
Надо ли вкладываться в недвижимость при росте цен
Станет ли крах крупнейшего девелопера Китая началом глобального кризиса
В этом обращении Белозеров ссылается на то, что инвестпрограмма РЖД— третья по величине после инвестпрограммы «Газпрома» и «Роснефти» (ее объем в 2017–2021 годах составил 3,2 трлн руб., из которых 0,38 трлн руб. составляют средства бюджета и ФНБ), но, в отличие от этих компаний-экспортеров у монополии отсутствует возможность получения дополнительной прибыли за счет благоприятной конъюнктуры мировых рынков или курсов валют, поскольку услуги оказываются в рублях по регулируемому тарифу, в котором не учитывается рост цен в промышленности. В 2017–2021 годах, по словам главы РЖД, индексация тарифов на перевозки грузов составила 24%, а индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 44%: цены на черные металлы увеличились на 66%, на нефтепродукты— на 86%.
Путин поручил рассмотреть это поручение премьер-министру Михаилу Мишустину. Публично о результатах проработки этого предложения не сообщалось.
Однако Шаскольский в письме Белоусову идею главы РЖД отклонил. «Отказ от текущего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность субъекта естественной монополии в оптимизации затрат, в том числе при закупках продукции»,— пояснил он.
Как ранее объяснял гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, в отличие от публичного показателя инфляции, которая не зависит от РЖД, «индекс ценового давления» никогда публичным не будет, как и расчет его базы, поскольку, например, как любая крупная корпорация, РЖД имеет большую возможность оптимизации закупок. Предоставление РЖД права на пересмотр контрактов на приобретаемую продукцию и рост затрат по ним, переложенный в тариф на перевозку, окажет влияние на себестоимость продукции предприятий различных отраслей экономики, считает Шаскольский.
Вместо этого ФАС предложила уточнить формулу расчета темпа роста тарифов как среднее арифметическое значений прогнозных индексов потребительских цен за текущий год и последующий год минус 0,1 процентного пункта (вместо усредненного показателя за четыре года— два года до периода, два года после).
По оценке Бурмистрова, новый порядок приведет к повышению индексации тарифа на 2022 год на 0,75 п.п., до 5,05% (среднее между прогнозным среднегодовым показателем инфляции за 2021 год по базовому сценарию Минэкономразвития 6,0% и 4,3%— за 2022 год минус 0,1 п.п.), что в денежном выражении принесет РЖД в 2022 году примерно 12 млрд руб. По расчетам источника, близкого к грузоотправителям, изменение принципа индексации повысит тариф на 2022 год на 0,62 процентных пункта, или 10,2 млрд руб.
Светлана Бурмистрова
Подпишись на YouTube РБК
Прямые эфиры, видео и записи передач на нашем YouTube канале