En+ и «Новапорт» предложили две концепции аэропорта для курорта в Сибири
Шерегеш в Кузбассе стал популярным у туристов и инвесторов из-за коронавирусных ограничений
Структура En+ предложила наладить сообщение с кемеровским курортом Шерегеш, реконструировав действующий аэродром в Таштаголе за 1 млрд руб. А «Новапорт» Романа Троценко вместе с ВЭБом готов за 14 млрд руб. построить новый аэропорт
Вид на поселок Шерегеш
Компания «Сибирские аэропорты», входящая в группу En+ (основатель и крупнейший акционер— Олег Дерипаска), предложила свой проект по организации регулярного авиасообщения с горнолыжным курортом Шерегеш на юге Кемеровской области: она готова создать условия для организации пассажирского авиапотока из крупных сибирских аэропортов в Таштагол, который расположен в 25км от Шерегеша, силами малой авиации, то есть самолетами вместимостью до 20 человек.
«Преимущества такого подхода— минимальные затраты, возможность запуска сообщения уже к следующему зимнему сезону (2022/23 года.— РБК), способность на 100% обеспечить потенциальный спрос курорта, учитывая высокую сезонность и целевого туриста Шерегеша из Сибирского федерального округа»,— говорится в подготовленной «СибАэро» презентации проекта. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил источник, знакомый с концепцией.
«На развитие аэропорта в Таштаголе потребуется до 1 млрд руб. Точный объем инвестиций станет понятен после утверждения концепции развития площадки с привлечением проектного института»,— сказал РБК представитель «СибАэро», отказавшись комментировать презентацию. РБК направил запрос в пресс-службу правительства Кемеровской области.
Чем примечателен курорт Шерегеш
Горнолыжный комплекс Шерегеш открыт в 1981 году к Спартакиаде народов РСФСР. Он расположен в 5км от одноименного поселка в Кемеровской области. Расстояние между Шерегешем и аэропортом Новокузнецка Спиченково (принадлежит «СибАэро»)— 120км, аэропортом Кемерово— 290км (с 2016 года входит в холдинг «Новапорт» Романа Троценко).
В апреле 2021 года пресс-служба правительства Кемеровской области сообщала, что на курорте Шерегеш действует почти 250 объектов туриндустрии, в том числе 82 гостиницы, 18 подъемников, 26 горнолыжных трасс общей протяженностью 56км, три снегоходные трассы, 77 кафе и ресторанов, 28 пунктов проката.
4 июня En+ Group и областное правительство подписали соглашение о строительстве нового терминала в Новокузнецке. По словам представителя «СибАэро», объем инвестиций оценивается в 4–5 млрд руб. Посадочная площадка в Таштаголе находится в 130км от Спиченково и входит в его структуру.
По итогам зимнего сезона 2020/21из-за пандемийных ограничений на зарубежные поездки в Шерегеше побывало рекордное количество туристов— более 2 млн посещений, отмечал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. «Теперь наша основная задача— сделать наш самый известный горнолыжный курорт Кузбасса круглогодичным»,— заявил тогда он. По его словам, этому будет способствовать программа социально-экономического развития региона, утвержденная премьер-министром Михаилом Мишустиным в марте 2021 года и предусматривающая, что на развитие Шерегеша будет направлено около 3,2 млрд руб. «В первую очередь средства пойдут на улучшение дорожной инфраструктуры курорта и решение проблем водоснабжения»,— пояснял губернатор области.
Чем отличаются концепции En+ и «Новапорта»
От концепции, разработанной «СибАэро», радикально отличается предложение крупнейшего российского аэропортового холдинга «Новапорт» Романа Троценко— он предложил построить для доставки туда туристов полноценный аэропорт, способный обслуживать магистральные самолеты.
К проработке этого проекта «Новапорт» приступил еще в 2018 году, но через год признал его нерентабельным, писал «Коммерсантъ». «По результатам исследований компания доложила, что такой вариант неадекватен. Это огромные капитальные затраты, потому что новый аэропорт планируется в горах. Они так и не смогли до конца убедиться, что там не будет ограничений по полетам»,— говорил тогда губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
Читайте на РБК Pro
Агония гипермаркетов: что придет на смену большим форматам
«Сколько нужно работать и отдыхать?» Отвечают Безос, Гейтс, Брэнсон и Кук
Как «простой программист» заработал $50 млрд и сделал Трампа президентом
Все говорят о грядущем обвале рынков. Пора ли паниковать — Barron's
Но 20 мая 2021 года ВЭБ сообщил о договоренностях структурировать проект создания нового аэропорта. Троценко тогда заявил, что строительство нового аэропорта позволит выйти на обслуживание 500 тыс. авиационных туристов и даст Шерегешу «новое качество» круглогодичного сибирского курорта мирового уровня. Общая стоимость проекта, по оценке государственной корпорации развития, составит до 14 млрд руб.
Но тратить значительные бюджетные средства на строительство аэропорта при наличии действующего аэропорта в Таштаголе экономически нецелесообразно, считает представитель «СибАэро». Представитель ВЭБа сказал, что проект по строительству нового аэропорта «актуален».
РБК направил запрос в «Новапорт».
Почему инвесторы заинтересовались российскими курортами
В июле 2021 года пассажиропоток российских аэропортов составил 24,1 млн человек, что практически равно аналогичному показателю в июле 2019 года (24,4 млн человек), следует из данных Росавиации. Но если в июле 2019 года доля международных пассажиров составляла 34,5% от общего числа, то в июле 2021-го она сократилась до 14,4%.
Россия показывает один из самых высоких в мире темпов восстановления туристического рынка после пандемии, говорила в июле этого года глава Ростуризма Зарина Догузова. В первом полугодии 2021 года в российских отелях хотябы на одну ночь остановились 24,6 млн человек— это на 85% больше, чем за тотже период 2020 года, и всего на 5% меньше, чем в январе—июне 2019 года. По прогнозу Догузовой, по итогам 2021 года внутренний российский туризм восстановится полностью.
Власти еще в 2020 году признали туризм одной из наиболее пострадавших из-за пандемии отраслей экономики (в 2020 году внутренний турпоток рухнул по отношению к 2019-му на 40%) и стали оказывать ему поддержку. Правительство запустило программу туристического кешбэка, в рамках которой туристы могли вернуть часть средств за поездку по России. Всего на возврат средств туристам было выделено 15 млрд руб. В 2020 году россияне, по данным Ростуризма, потратили на покупку туров и проживания с кешбэком 6,5 млрд руб., из них государство в рамках программы вернуло около 1,2 млрд руб. В этом году туристы приобрели туров и проживания в отелях с кешбэком более чем на 34 млрд руб., из них в виде кешбэка вернулось около 6,7 млрд руб.
В конце апреля 2021 года курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Чернышенко представил новый национальный проект по развитию туризма, благодаря которому правительство рассчитывает за десять лет увеличить внутренний туристический поток с 65 млн до 140 млн поездок по стране в год. До 2030 года на это планируется выделить 529 млрд руб. средств из федерального бюджета, еще 72 млрд— из средств регионов и привлечь в туризм 1,7 трлн руб. частных инвестиций. Инвесторов предполагается привлечь к строительству 582 новых туристических объектов: гостиниц, санаториев, а также горнолыжных, бальнеологических, развлекательных и пляжных комплексов.
В условиях ограниченного доступа к популярным зарубежным курортам крупные туроператоры начали предлагать новые направления для отдыха в России. В 2020 году впервые были запущены чартеры из Москвы и Петербурга на Алтай, в Хакасию,Бурятию (с дальнейшим трансфером туристов на Байкал),города-курорты на Балтийском море.
Параллельно инвесторы борются за право развивать существующую аэропортовую инфраструктуру в популярных туристических регионах— к примеру, структура Дерипаски получила право на достройку аэропорта в Южно-Сахалинске, в чем также соперничала с «Новапортом», а АФК «Система» и «Сбер» собираются построить новый терминал в аэропорту Горно-Алтайска.
Тенденция на увеличение количества инвестиционных проектов в сфере туризма в России действительно налицо, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Ольга Сурикова. «Закрытые границы, а также запуск туристического кешбэка способствовали росту внутреннего туризма и в какой-то мере сделали невозможное— привлекли туристов, которые традиционно выбирали другие направления»,— поясняет эксперт. Этот факт, по словам Суриковой, дал толчок развитию туристической инфраструктуры, которая в будущем будет способствовать и притоку иностранных туристов. Частные инвесторы чаще всего вкладывают средства в проекты по строительству или обустройству объектов размещения и турпоказа, а также в транспортную инфраструктуру, добавляет эксперт.
Артём Кореняко,
Елена Сухорукова
Подпишись на YouTube РБК
Прямые эфиры, видео и записи передач на нашем YouTube канале